Если Вашему ребенку на комиссии медико-социальной экспертизы (МСЭ) выдали документ – индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), где исполнителем в части социальной реабилитации ребенка является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, то настоятельно рекомендуем Вам обратиться в Центр социальной помощи семье и детям Улуг-Хемского кожууна.
В центре Вам предложат заключить договор на социальное обслуживание, в соответствии с которым Вашему ребенку, с учетом рекомендаций ИПРА, будут оказываться следующие социальные услуги:
1. Социально-средовая реабилитация, т.е. оказание услуг в виде:
- содействия и помощи ребенку в установлении взаимоотношений с людьми, в т.ч. со сверстниками;
- знакомства с территорией, изучения находящихся на территории объектов (магазинов, учреждений, предприятий, спортивно-оздоровительных учреждений и т.д);
- обучения навыкам пользования средой, транспортом, перемещения в окружающей среде, проведения отдыха и досуга;
- умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;
- обучения пользованию необходимыми техническими средствами;
- воспитания адекватного отношения к профессии и семье, а также полового воспитания и др.
2. Социально-психологическая реабилитация включает в себя:
психологическое консультирование - специально организованное взаимодействие между психологом и ребенком, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции;
психологическая диагностика - выявление психологических особенностей ребенка, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации;
психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида.
Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида.
психотерапевтическая помощь - система психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье;
В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.
социально-психологический тренинг - активное психологическое воздействие, направленное на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности;
психологическая профилактика - ранее выявление состояний социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за ее проявлениями, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов социальной адаптации и компенсации инвалидов.
Социально-психологический патронаж - систематическое наблюдение за ребенком-инвалидом для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания при необходимости, психологической помощи.
3. Социокультурная реабилитация - это услуги, включающие в себя:
- обучение ребенка-инвалида (членов семьи) навыкам проведения отдыха и досуга;
- проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
- обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничении жизнедеятельности инвалида.
- содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.
- разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.
4. Социально-бытовая адаптация – это услуги, которые ориентированы на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде, включающие:
- проведение мероприятий по обустройству жилища ребенка-инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
- обучение ребенка-инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания (пользование столовыми приборами, чашкой, тарелкой, нарезание продуктов, открывание банок, причесывание, умывание, надевание обуви, завязывание шнурков, пользование кранами и т.д.) в том числе с помощью технических средств реабилитации.
Несмотря на то что, мероприятия, предусмотренные в ИПРА для самого инвалида носят рекомендательный (не обязательный) характер (ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ), в интересах ребенка настоятельно рекомендуем Вам обратиться в ГБУ РТ "Центр социальной помощи семье и детям Улуг-Хемского кожууна" за получением